Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта
Главная \ Специалисты \ Учитель-логопед Афонькина Вероника Викторовна

Учитель-логопед Афонькина Вероника Викторовна

Афонькина

образование высшее

Стаж педагогической работы 20 лет

 

Артикуляционная гимнастика, материалы логопедов

Развитие речи детей от 2 до 7 лет

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

  1. Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР 
  2. Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений 
  3. Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников 
  4. Формирование глагольной лексики через дидактическую игру
  5. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговым составом слова 

 Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения,загадки можно условно разделить на 3 группы:

- К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

- Загадки второго уровня сложности включают : загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, в которых по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

- Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы:

- тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки;

- доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития;

- сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говориться в загадке;

- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;

- уровень развития речи детей;

- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления.

Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

 


  Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений 

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: 

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли).

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной(коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

 


Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников 

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры; сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы образования в детском саду. Основные задачи развития речи детей в процессе обучения математике предполагает формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.

Усвоение и закрепление лексико-грамматических категорий по теме осуществляется практически в течение всего дня (во время режимных моментов, лепки, аппликации и т. д.)

Планируя работу по развитию речи детей в процессе обучения математике необходимо следовать следующим правилам:

1. Программное содержание по математике увязывается с речевой темой.

2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание лексике фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже) .

3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребенка.

Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями и предлогами, частицами. Его специфическая особенность: значительное преобладание таких частей речи, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. Главная цель словарной работы с детьми — уточнение точного смысла (значения) слов, математических представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Таким образом, формирование математических представлений у дошкольников обеспечивает лексико-грамматическое развитие детей, а также освоения морфологической и синтаксической систем языка. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.

На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с новыми словами, обозначающими предметы, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, пространственными отношениями, временными обозначениями (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названиями дней недели, месяцев, а так же учатся распознавать величину предметов, выражают свои представления (шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, находить более сложные ориентировки в величине предметов (высокий, ниже, самый низкий) .

Чрезвычайно важны формы, средства и методы реализации воспитателем задачи лексико-грамматического развития дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений. Здесь на помощь педагогу приходит особый вид занятий — комплексные (интегрированные) занятия. Перемена сфер деятельности соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент, переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Использование дидактических игр и упражнений на таких занятиях еще в большей степени способствует решению поставленных задач.

Таким образом, формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., т. к. прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. К школьному возрасту ребенок овладевает всей системой практической грамматики.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия). Семантическое поле-это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова.

Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т. к. при этом словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели, типы) .

Под математическим развитием дошкольников понимаются сдвиги и изменения, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логическими операциями. Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и  т. п.

Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений.


Формирование глагольной лексики через дидактическую игру 

Консультация для воспитателей логопедических групп 

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

Л.С.Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослыми.

Этот этап развития детской речи называют стадией “слово-предложение”. В таком слове- предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.

В дальнейшем, в возрасте от 1.5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части речи. В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет 300 слов различных частей речи.

По данным Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой к 1.5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов, к 4 годам – 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов.

По данным А.Н.Гвоздева в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 существительных, 27,4 глаголов, 11,8 прилагательных, 5,8 наречий, 1.9 числительных, 1,2 союзов, 0,9 предлогов и 0,9 междометий и частиц.

Глаголы (т.е. названия действий предметов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Объем пассивного словаря далек от нормы, что проявляется в том, что дети с нарушенным речевым развитием, даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, брусника, земляника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (манжета, фара, кузов), слов обобщающего характера (мебель, посуда, овощи, фрукты). Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детенышей животных. На вопрос, как назвать детенышей животных, дети дают следующие ответы: “У кошки – киска, у собаки – собачонок, щененок, у лошади – лошаденок”.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации словаря глаголов и прилагательных.

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел).

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.).

Особенно стойкими являются замены глаголов:

куёт – молотит вяжет – шьёт

гладит утюгом – проводит утюгом купает – моет

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)

Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошёл (подошёл); стоит, растёт, сидит (сидит); идёт, Цветёт, бежит (идёт или бежит). Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.

В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на какие морфемы опираются дети при выполнении заданий. Исследования показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении слова.

Особенности антонимии и синонимии у детей с ОНР

Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри семантического поля. В связи с этим изучение антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умение выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:

слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);

слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи;

слова-стимулы с частицей не- (брать – не брать, говорить – не говорить);

слова, ситуативно-близкие исходному слову ( говорить – петь, смеяться);

формы слова-стимула (говорить – говорит); слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);

синонимы (брать – отнимать).

В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.

Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории. Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии.

Дошкольники 6-летнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допускают лишь единичные ошибки. В то же время дети с речевой патологией того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. В большом количестве случаев дети отказываются от ответа.

Дошкольники с нормальным речевым развитием часто актуализируют несколько синонимов на 1 слово-стимул (боец – солдат, воин, рыцарь), что свидетельствует о начале усвоения многозначности.

Дети с ОНР, как правило, воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул. При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят:

семантически близкие слова, часто ситуативно-сходные(торопиться – бежать, идти быстро);

слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не- (шагать – не шагать, шагать – стоять);

слова близкие по звучанию; слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая);

формы исходного слова или родственные слова (боец – бой);

Работа по развитию глагольной лексики у дошкольников с ОНР

При проведении коррекционной работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

уточнение значений слов;

формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

организация семантических полей, лексической системы;

активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Профессор Г.А.Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с ОНР должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, т.к. предикат отражает отношение объекта к действительности: “Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи”.

Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов ( например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ,УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ И. Т.Д. Для этого используются игры “Кто как голос подает?” , “Кто чем занимается?”.

Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает). Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).

Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).

Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Одним из наиболее существенных методов изучения структуры значения слова является объяснение значения слова. При объяснении значения глаголов дети используют особую стратегию. Преобладающим способом является включение глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к определению значения слова через конкретизацию с опорой на основные семантические признаки.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.  

Игры с перебрасыванием мяча

1. “Что происходит в природе”

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

2. Игра с мячом “Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

3. Игра с мячом “Что делают эти животные?”

Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

4. Игра “Кто чем занимается?”

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

повар – варит;

художник – рисует …

5. Игра “Кто может совершать эти движения?”

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога

Бежит – человек, животное, ручей, время …

Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

6. Игра “Утро, день, вечер, ночь”

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи. Что ты делал утром?

Что ты делал вечером?

7. Игра “Подскажи словечко”

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …?

(стрекочет) Сова летает, а кролик …? (прыгает)

Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)

Корова ест сено, а лиса …? …    

“Кто как голос подает?”

Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать умение соотносить предмет с действием. Закреплять структуру простого предложения по модели “предмет — действие” Развивать умение опираться на имеющиеся знания.

Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Контурные картинки с изображением животных, птиц, пресмыкающихся.

Описание игры

Логопед предлагает детям побывать в “зоопарке”, увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур... Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в “зоопарк”.

Примечание: После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.    

Игра “В зоопарке”

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.

Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры

Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает.и. т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

Игра “Сочиним стихотворение”

Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование сущ- ного с глаголом настоящего времени. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

Описание игры: Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия). УТКА – КРЯКАЕТ,ЛЯГУШКА - ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ. Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.    

Игра “Кто как передвигается?”

Цели: расширять предикативный словарь. Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет. Закреплять структуру простого предложения. Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдательность.

Оборудование: Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска). Стилизованное изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обитателей водоема.

Описание игры: На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются “на прогулку в лес”. Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д.

После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.      

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлечённой семантикой, чем существительные конкретного значения. Семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. В связи с этим в процессе логопедической работе с детьми с ОНР проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок.

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -ева- застегнуть – застёгивать умыть – умывать заталкивать – затолкнуть

Так от глагола ХОДИТ можно образовать целый ряд “родственных” глаголов с новыми значениями: входит, выходит, уходит, заходит, подходит, отходит, переходит, проходит. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов. Чтобы ребенку легче было понять смысловые значения различных глагольных приставок, нужно поупражнять его в образовании различных глаголов при помощи одной и той же приставки.

С- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть делать – сделать),

ПО- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

ПРО- (читать – прочитать).

Сказка “О торопливой белочке и терпеливой курочке”

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала,другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила,один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.

Правильно говорят люди: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.

Вопросы и задания

Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой? Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.) Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.) Что можно вырезать? (Картину, узор.) Что можно перерезать? (Веревку, нитку.) Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.) Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.) Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.) Что можно измерить? (Длину, ширину, высоту.) Что можно примерить? (Платье, пальто.) Что можно отмерить? (Ткань, например, когда ее покупают.) Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”,) 3. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее, правильно употребляя глаголы.

Формирование словоизменения глаголов

Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения глаголов у дошкольников с ОНР.

1 этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-его лица в числе.

а) дифференциация глаголов 3 лица ед. и мн. числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе Речевой материал: идёт – идут стоит – стоят стучит – стучат поёт – поют гремит – гремят

б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе: плачет – плачут чистит – чистят бросает – бросают стонет – стонут прыгает – прыгают

в) с чередованием звуков в основе: течёт – текут печёт – пекут толчёт – толкут бежит – бегут стережёт – стерегут стрижёт – стригут

2 этап – включает работу над следующими формами словоизменения.

1. Дифференциация глаголов 1,2,3лица настоящего времени: дифференциация глаголов в единственном числе. дифференциация глаголов во множественном числе. дифференциация глаголов 1,2,3 лица ед. и мн. числа.

2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе, роде. согласование глагола с существительным в мужском роде согласование глагола с существительным в женском роде согласование глагола с существительным среднего рода дифференциация глаголов мужского, женского, среднего рода

Игра “Что делал? Что делала?”

Цели: Учить детей отвечать на вопрос Что он (она) делает?

Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.

Оборудование: большое и малое игровые поля (фланелеграфы, различающиеся по цвету, или магнитные доски). Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит, лежит. Две картинки с изображениями мальчика и девочки.

Описание игры

На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий. Логопед предлагает детям ответить на вопрос Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.)  

Примечание: Данный материал можно использовать для закрепления навыка согласования глагола с существительным во множественном числе. Детям предлагается ответить на вопрос Что делают дети? В более поздний период, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети?

3 этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи. Формирование антонимов и синонимов у дошкольников с ОНР, так же имеют свои особенности. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое данное слово включено, умения выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный синонимический или антонимический ряд.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки в подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.

Игра “ Скажи то же самое иначе”

Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия подходящими по смыслу другими словами (синонимами).

Образец: Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру.

Девочка топает ногой. - Девочка стучит ногой.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой и имеет свои особенности.

Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.

 


  Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со слоговым составом слова 

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из которых ударный). Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество. И, хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельностью. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речью. Звучащее слово не только звуковой комплекс, но и слоговой. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове ударный. Чтобы ребенок правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Вот почему знакомство со слоговым анализом является важным этапом при обучении дошкольников грамоте и на начальных этапах и для дальнейшего усвоения грамматики родного языка. "От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии", - подчеркивал Д. Б. Эльконин. 

Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги.

Опыт показывает, что уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками, а также хорошо усваивают графическое изображение деления слов на одну, две, три части (предварительно дети знакомятся с понятием "слово", с его графическим изображением в виде полоски). Пятилетние дети образуют новые слова путем наращивания слогов (лиса, лисица, лисонька), определяют количество слогов в слове, придумывают слова на заданный первый слог.

Однако основная работа по ознакомлению детей со слоговой структурой слова проводится в старшем дошкольном возрасте.

Ставятся следующие задачи:

1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.).

2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.

3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах, переносить ударение с одного слога на другой (при образовании множественного числа, например, поле-поля).

4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.

5. Развивать умение быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

6. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова Успешной реализации этих задач способствует ряд игр и упражнений.

"Отгадайте, кого я называю" - логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

"Почтальон принес письмо" - дети получают конверты с картинками и по заданию логопеда отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

"Магазин игрушек" - логопед расставляет игрушки и предлагает детям купить те, в названии которых определенное количество слогов.

"Отправим животных в плавание" - на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

"Молчанка" - дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).

"Кто уйдет дальше" - ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

"Что вокруг нас" - логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель. С целью развития умения составлять слова из слогов, а также для накопления в памяти слоговых образов можно проводить игру 

"Перевертыши" - у детей карточки со слогами из которых им надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились (сос, на, чай, ка, вес, на, ка, мыш, бан, ка, ла, ска, ни, тка и т. п.). С целью развития умения составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами, а также умения подбирать слова по одному данному слогу можно проводить игры "Точка", "Отгадай слово", "Собери слова".

"Точка" - у логопеда карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Логопед предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.

"Собери слова" - детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Логопед пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его. В работе по ознакомлению дошкольников со слоговой структурой слова необходимо познакомить их с понятиями "начало" и "конец" слова. На графическом изображении слова (полоске) логопед демонстрирует протяженность слова - произносит слово и ведет указкой по полоске (коорооваа). Затем спрашивает, какой слог слышится в начале слова, в конце слова.

"Отгадай слово" - логопед называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.

"Цепочка" - составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. Знакомство с началом и концом слова предваряет работу по ознакомлению дошкольников с понятием "ударение" в слове. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове важно не только для подготовки детей к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Логопед обращает внимание детей на то, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. При проговаривании слова "мама" он умышленно усиливает голосом и более протяжно произносит первый слог, задерживая указку в начале графического изображения слова и более отрывисто - второй слог. Указка почти не задерживается на второй половине слова, т.е. прикосновение указки соответствует длительности звучания слогов. Повторив слово несколько раз, логопед просит детей точно так произнести его. Далее можно провести несколько игровых упражнений. Предложить детям найти ударение в своем имени, придумать двусложные слова с ударением на первом слоге, на втором слоге.

"Эстафета" - логопед пишет двусложные слова на доске в два столбика. Дети из каждого ряда выходят и ставят ударение в словах. За каждый правильный ответ дети получают очко.

"Загадки" - отгадать загадки, разделить слова на слоги, записать на доске, поставить ударение. Таким образом, последовательно усложняя задания, логопед помогает детям осознать слоговое строение слова, формирует у дошкольника элементарные знания о фонетической структуре слова, что облегчает детям усвоение последующих знаний.